ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Общественные опросы и работа с детьми и молодежью гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. Все эти негативные явления в определенной степени имеют место и в нашем районе. Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения необходима разработка и принятие программы гражданско – патриотического воспитания. Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Цель и задачи программы Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Задачи: 1. формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию; 2. определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создание условий для их реализации; 3. содействие проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины; 4. способствовать улучшению материально-технической базы школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания учащихся; 5. привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. 6. проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в Неклиновском районе. Основные направления реализации программы: - совершенствование процесса патриотического воспитания; - укрепление материально-технической базы школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания; - использование государственных символов России в патриотическом воспитании; - информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан х. Некрасовка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи. Эффективность программы Конечными результатами программы должны стать: - повышение уровня функциональной и физической подготовки молодежи; - обеспечение занятости детей и подростков в свободное время; - улучшение материально-технической базы организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи; - готовность молодежи к защите Отечества. Форма реализации Программы Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Формы реализации программы
Индивидуальные, групповые, массовые
теоретические
практические
Беседы Сообщения Встречи с интересными людьми Экскурсии Просмотр фильмов
Конкурсы Выставки Соревнования Показательные выступления Праздники Викторины
Этапы реализации Программы I этап: проектный (2010-2011 ) Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический (2011-2013) Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами района. 4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы. 6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический (2014) Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы учреждения. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период. Содержание программы Программа включает в себя следующие направления: 1. Направление «Навечно в памяти народной» Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, поддержание сохранности памятников, расположенных на территории х. Некрасовка. 2. Направление « Мы – будущее России» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. Направление «Мой край родной» Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, экскурсии, походы. План мероприятий на 2010-2014 годы. № п/пНазвание мероприятияВремя проведенияОтветственные
1.Проведение классных часов на гражданско-патриотическую тему2010-2014Кл.руководители
2.Проведение встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Мероприятия, посвященные празднованию 65- годовщины победы в ВОВ.2010-2014Кл.руководители. Учитель истории
3.День народного единства2010-2014Кл руководители
4.Акции «Протяни руку помощи», «Письмо солдату» ежегодноОрганизатор
5.Месячники военно-патриотического воспитанияФевраль 2010-2014Классные руководители
6.Конкурс рисунков «Мой родной край»ежегодноУчитель искусства
7.Уход за памятниками солдатам, павшим в годы ВОВ.постоянноПедколлектив и коллектив работников школы
8.Литературно – музыкальные композиции к 9 мая.Ежегодно 9 мая Кл. руководители
9.Участие в районных и областных конкурсахпостоянноУчителя -предметники
10.Конкурс «А ну-ка, парни!» ежегодноКлассные руководители
11.Викторина «Земля Донская»ежегодноУчитель истории
12.Викторины, конкурсы по правовой тематикеежегодноУчитель обществознания
13.Соревнования по военно-прикладным видам спорта.ежегодноУчитель физ-ры
14.Проведение туристско-краеведческих соревнованийМай, июньУчитель физ-ры
15.Классные часы «О тех, кто прославил Россию» ежегодноКл. руководители
16.Государственная символика России, Ростовской области и Неклиновского района. Общешкольное мероприятие2 раза в годКл.руководители. зам.дир по УВР
Оценка эффективности реализации Программы Параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: ü умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; ü знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; ü умение принимать и защищать свои решения; ü готовность к участию в общественных делах; ü готовность к образованию. 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: Ø патриотизм и любовь к Родине; Ø права и свобода человека и гражданина; Ø символика Российской Федерации, Ростовской области и Неклиновского района; Ø толерантное отношение в обществе; Ø уважение чести и достоинства других граждан; 3. Количественные параметры: включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации; качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; проведение мероприятий. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В учреждении, как в образовательной системе: * создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию; * обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; * вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: * в познавательной сфере: развитие творческих способностей; * в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; * в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; * в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.